Боль российских врачей. К чему приводит бюрократия в здравоохранении?

Какие документы, не имеющие прямого отношения к здоровью пациента, должны заполнять врачи? В продолжение проекта «Регуляторная гильотина» Business FM рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются на только предприниматели, но и педагоги, медики и ученые

Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

Терапевты, как уже рассказывала Business FM, физически не успевают за 15 минут осмотреть пациента, опросить его, назначить лечение и при этом правильно заполнить все карты — в бумажном и электронном видах — при часто неработающих принтерах, зависающих базах и падающем интернете.

У врачей узкой специализации бумаг еще больше. У каждого своя специфика, но в целом к вышеперечисленным бюрократическим излишествам добавляются по списку, говорит глава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения Анастасия Васильева:

Анастасия Васильева глава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Журнал учета использования наркотических средств. Например, у того же офтальмолога это журнал учета средств, расширяющих зрачок, атропиноподобных средств. Журналы учета больничных листов, которые уже не относятся к непосредственно пациентам, а относятся к организационной работе учреждения. Журнал учета платных услуг, прививок, больничных, справок и направлений, потому что справки идут в школы, в различные учреждения, и они тоже должны все регистрироваться и учитываться».

До оптимизации справляться со всей этой бумажной волокитой врачам помогали медсестры. Но их сократили. И получается, что на лечение пациентов остается все меньше времени или не остается вовсе. Почему? Потому что за бумажки штрафуют. Пример от Анастасии Васильевой:

«Ежемесячно, насколько я знаю, страховые компании проверяют медицинские карты. И, конечно, если они находят там какие-то нарушения, разночтения, они штрафуют медицинское учреждение. В свою очередь администрация медицинского учреждения штрафует врача. В стационарах есть такое правило: пациент не имеет права приносить свои препараты и ими лечиться. А препаратов нет, они не закуплены. И врач пишет ему на бумажке, что надо купить, и пишет в амбулаторной карте или в выписке. Что делает пациент? Он берет эту выписку, пишет заявление в страховую компанию. Все препараты на стационарном лечении должны быть выданы бесплатно. Страховая компания видит, и практически в 100% случаев она возвращает пациенту эти деньги, отнимая их у больницы. И получается, что опять штрафуют врача. Врач на самом деле не виноват, что больница не закупает все лекарства».

Страдают от излишней бюрократии в больницах и пациенты. Месяц назад в государственной клинике мне исправляли носовую перегородку. День первый: явиться в отделение ЛОР-хирургии нужно в восемь утра. Оттуда направляют в приемное. Там в восемь утра очередь в 100 человек. Четыре сотрудницы, не поднимая головы, штампуют направления в стационар и берут согласие пациента на все сразу. На этом процедуры заканчиваются.

Следующие сутки человек должен просто смотреть в потолок в своей палате, чтобы на следующее утро в шесть часов его разбудили для сбора анализов. А дальше — еще сутки смотреть в потолок (телевизора и интернета в палате нет). Первый контакт с врачом — осмотр непосредственно перед операцией, на третий день пребывания в клинике. К слову, таких операций некоторые пациенты ждут по два-три месяца. Очередь из смотрящих в потолок двигается не особенно быстро.

Источник: bfm.ru