Больше чем «Крик»

В Третьяковской галерее 17 апреля открывается выставка Эдварда Мунка, которую готовили шесть лет. Билеты можно купить онлайн

Выставка художника Эдварда Мунка в Третьяковской галерее. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Третьяковка 15 апреля, за два дня до открытия выставки Эдварда Мунка, все-таки начала онлайн-продажу билетов. Как связаны норвежский экспрессионист и Федор Достоевский и почему у художника так много полотен с одинаковыми названиями?

Выставка официально откроется 17 апреля. Мне же повезло побывать на предварительном пресс-показе. Правда, был риск на него не попасть, и поэтому с 12 апреля я на всякий случай отслеживала старт продаж билетов на сайте Третьяковки.

Ждать пришлось вплоть до конца выходных. Лишь в воскресенье вечером, 14 апреля, появились билеты на экскурсии в группе, стоили они 1100 рублей, их быстро расхватали. В понедельник днем, 15 апреля, вывесили и обычные входные по 600 рублей. Поздний старт продаж объяснили рядом технических вопросов.

К выставке готовились шесть лет — долго все согласовывали с норвежской стороной. Получилась самая большая выездная экспозиция Мунка в мировой истории.

В Россию полотна норвежца привозили трижды: в 1960 и 1977 годах — гравюры в Пушкинский, в 1982-м — живопись и графику в Эрмитаж. Боялись ли привозить Мунка в Третьяковку после январского инцидента с Куинджи? На вопрос отвечает директор Музея Мунка в Осло Стейн Улаф Хенриксен.

Стейн Улаф Хенриксен директор Музея Мунка в Осло «Долгое время все музеи мира были очень благожелательно настроены по отношению к публике, но события последних лет говорят, что нужно применять некоторые меры безопасности, и мы, безусловно, делаем выводы из происшествий в музеях. С транспортировкой и выставками связаны большие риски, и в то же время наша задача показывать предметы искусства публике, и мы должны найти баланс между техникой безопасности и возможностью дать доступ к экспонатам людям. После инцидента с картиной Куинджи мы не изменяли контракт, мы полностью уверены, что уровень безопасности в Третьяковской галерее такой, какой нужен. Суммы страховок тоже не изменились».

Экспозиция в Инженерном корпусе начинается на третьем этаже. Дальше спускаюсь вниз. Первый зал самый мрачный, там гравюры, многие — в нескольких версиях. Сам Мунк говорил, что в разные моменты человек видит по-разному, все зависит от его состояния духа. Поэтому, например, знаменитый мотив «Девочки на мосту» он повторял 18 раз. Картины на один и тот же сюжет висят рядом — удобно сравнивать.

Больше всего людей было вокруг «Крика» — в Москву привезли первую из четырех версий этой картины, пастельную. Через всю экспозицию прослеживается линия любимого Мунком Достоевского. Именно роман «Бесы» был последней книгой, которая лежала на прикроватном столике художника. В Третьяковке выставили книги из библиотеки Мунка. Как заметили в разговоре со мной смотрительницы, некоторые из томиков Достоевского были неразрезанными.

Много автопортретов и картин с изображением натурщиц, яркие пейзажи. Жаль, что не удалось привезти палитру Мунка, говорит куратор выставки, заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Татьяна Карпова куратор выставки, заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской галереи «Какие-то образы Мунка можно увидеть в раннем немом кинематографе, русском. Абсолютную цитату из графики Мунка можно увидеть в иллюстрациях к Достоевскому, у Ильи Глазунова. «Крик» все знают, поэтому мы вынуждены были вынести его на афишу, хотя я хотела назвать выставку «Танец жизни». Для меня Мунк не столько про меланхолию и какие-то депрессивные состояния человека, сколько про жизнь, прорыв к свету. Его творчество — о тех чувствах и состояниях человека, которые всем нам присущи. Всем понятен поцелуй, ревность, расставание с близкими, агония, смерть. Состояние человека — он доводит их до своего рода иероглифов, это такие сосуды, в которых отпечатываются образы в душе. Каждый может наполнить их своими собственными эмоциями. У каждого может быть свой Мунк».

Кроме гравюр и живописи, показывают и фотографии авторства Мунка. Его в шутку называют прародителем селфи. Он заранее продумывал композицию кадра и делал фотографические автопортреты. А вот селфи посетителей, как и групповые фотографии, в Третьяковке на этот раз запретили. Как написано на табличках, в целях безопасности.

Источник: bfm.ru