Кинотеатры предложили давать привилегии в прокате не более пяти российским фильмам в год

Поддержку должны получать ленты, имеющие «культурное и социальное значение для российского общества», считают в Ассоциации владельцев кинотеатров. С таким предложением организация выступила в связи с ситуацией вокруг проката мультфильма «Гурвинек»

Фото: кадр из мультфильма «Гурвинек. Волшебная игра»

Обновлено в 17:00

Ассоциация владельцев кинотеатров предложила ввести квоту на число отечественных лент, которые будут иметь «благоприятный режим проката». Поддержку должны получать не более пяти фильмов в год, говорится в письме организации.

Ранее ряд крупных сетей кинотеатров отказались показывать российско-чешский мультфильм «Гурвинек» из-за того, что Минкульт отказал в прокатном удостоверении на ту же дату (7 марта) бельгийскому мультфильму «Королевский корги». Этим в СМИ объясняли и провал «Гурвинека» в прокате. Между тем «Королевский корги» 14 марта получил прокатное удостоверение с датой релиза 21 марта, сообщил прокатчик «Интерфаксу».

Как предлагают в Ассоциации владельцев кинотеатров, привилегиями в прокате должны обладать отечественные проекты, которые имеют «культурное и социальное значение для российского общества». Для таких картин не менее чем за полгода должны быть определены согласованные даты и форматы проката.

Правда, в Минкульт письмо не отправили, говорит председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин:

Олег Березин председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров «Идея состоит в том, чтобы индустрия в лице кинотеатров, ассоциации кинотеатров, дистрибьютеров, продюсеров и Фонда кино как оператора больших проектов на рынке вчетвером определяли, какие это могут быть пять фильмов. На наш взгляд, в год выходит примерно пять значимых проектов, для которых должны быть какие-то благоприятные условия для проката, и все будут знать про эти пять проектов, как зарубежные прокатчики, так и российские. В год в стране выходит 600 фильмов, по десять фильмов на неделе. Всегда будут какие-то пересечения по жанрам, по аудитории. Если каждый продюсер будет стремиться добиться каких-то особых привилегированных условий для своего фильма, особенно такими методами, как это делал «Гурвинек», просто порушится весь прокат».

«Гурвинек» в первый уикенд собрал 15 млн рублей. Продюсеры мульфильма посчитали, что, если бы бойкота не было, цифру можно было бы умножить на десять. То есть, по их мнению, «Гурвинек» собрал бы 150 млн рублей в первые выходные проката. Но еще до начала конфликта журнал «Бюллетень кинопрокатчика» прогнозировал, что первый уикенд принесет мультфильму только 25 млн рублей.

Согласно расписанию на «Кинопоиске», в субботу 16 марта мультфильм все-таки покажут в некоторых кинотеатрах сети «Пять звезд», «Люксор», «Киномакс», в день по два-три сеанса. Рейтинг мультфильма на «Кинопоиске» на момент публикации материала составлял чуть менее 3 баллов.

Российский кинопродюсер Руслан Татаринцев такую квоту считает странной:

Руслан Татаринцев продюсер, сценарист «Главный вопрос — а судьи кто? Что это за эксперты, которые будут прогнозировать? Любая такая регуляция работает не на пользу. Мы видим, что наше кино бурно развивается, и вполне возможно, что в какие-то ближайшие годы мы придем, к примеру, к тому, что происходит в Китае, в европейских странах, где местные фильмы делают фактически основной бокс-офис. Кинотеатрам самим будет странно, то, что они пытаются сделать, — это какая-то самозащита. Если вспомнить какие-то советские цифры, к которым мы, возможно, в какой-то момент тоже приблизимся, вообще странно будет говорить о количестве в натуральных числах. Я думаю, что, к примеру, фильм — кассовый лидер «Т-34» и «Движение вверх» и без каких-то особых режимных условий сделали бы свою кассу или близкую к ней. Интересно, они бы попали в число этих пяти?»

Предложение Ассоциации владельцев кинотеатров, вполне возможно, примут к сведению в Минкульте. Но тогда уже речь может идти о конкуренции между российскими лентами, говорит кинокритик Егор Москвитин:

Егор Москвитин кинокритик «Опыт этого мультфильма, который недобрал денег, показывает, что все-таки не в принципиальных случаях, не в фильмах, связанных с майским прокатом, не в фильмах, связанных с Великой Отечественной войной, какой-то компромисс все-таки возможен. Наверное, начнутся какие-то торги, и пять фильмов, может быть, семь, но в итоге какая-то негласная договоренность будет достигнута. Но по всей истории с мультфильмами, по крайней мере по комментариям самого министерства, видно: проблема была в том, что до обращения за административным ресурсом не договорились друг с другом по датам. Может, пять — это цифра, с которой начинаются торги, а может быть, это просто то число, которое совпадает с количеством праздников, на которые у нас принципиально встают какие-то национальные премьеры. Помочь это может в первую очередь самим кинотеатрам. Например, прошлый декабрь и начало января показали, что очень многие перспективные иностранные фильмы были вынуждены перебраться с традиционных новогодних дат. Это, конечно, уменьшило доходы кинотеатров. Ситуация обостряется еще и тем, что количество российских фильмов, выходящих в прокат каждый год, увеличивается. Речь уже идет не только о конкуренции, допустим, между бельгийским и российским мультфильмами, но и о конкуренции между тремя-четырьмя российскими фильмами, которые хотят встать в одни и те же даты».

О конкуренции между российскими фильмами говорили, например, в новогодние праздники, когда на экранах одновременно вышли сразу две картины с Александром Петровым в главной роли — «Полицейский с Рублевки» и «Т-34», а также традиционно боролись между собой за зрителя новые «Елки» и мультфильм «Три богатыря».

Источник: bfm.ru